Вход на сайт
442400, Пензенская область, Пензенский район, с.Кондоль,ул.Школьная, 1, (8-841-47) 2-17-60
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Прокурор разъясняет » Изменения в законодательство

Изменения в законодательство

 

Изменения в земельном законодательстве

 

 

Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения в Земельный Кодекс РФ, а именно ст. 6 дополнена п. 3 следующего содержания: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки".

Также, нововведением в Земельный кодекс РФ, определяются особенности приобретения гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно предусматривается возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, уточняются правовые нормы, определяющие понятие "земельный участок", устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

 

 

 

Об усилении ответственности за неиспользование земельного участка

 

 

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

Органами прокуратуры уделяется особое внимание надзору на данном направлении, поскольку на сегодняшний день одним из наиболее действенных рычагов воздействия в данной сфере является прокурорский надзор и принимаемые меры прокурорского реагирования.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2014 № 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.

Штрафы за указанное правонарушение рассчитываются в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Их размеры составляют:

- для юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости, но не менее 200 тыс. руб.;

- для граждан - от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;

- для должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.

При этом установлена верхняя граница штрафа для всех категорий лиц - не более 500 тыс. руб. Полномочия по возбуждению и рассмотрению указанных административных дел переданы Россельхознадзору. До внесения изменений эти полномочия принадлежали Росреестру.

Сейчас в ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозназначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В п. 4 ст. 6 названного Закона установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника, если последний в течение трех и более лет подряд не использует его для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельного участка установлены Правительством РФ.

Указанный срок (три года и более) исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок. В этот срок не включается время освоения земельного участка и период, в течение которого он не мог использоваться по целевому назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование. Максимальный срок освоения земельного участка не может превышать двух лет (п. 5 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Таким образом, если в договоре между собственником земельного участка и землепользователем не установлен меньший срок освоения участка, то минимальный трехлетний срок неиспользования участка по целевому назначению может стать пятилетним.

 

 

 

Постановлением Правительства РФ определен порядок изъятия земельных участков

 

   Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании.

   Федеральным законом от 07.06.2013 № 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" упрощена процедура изъятия земельных участков.

  В пп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного Кодекса Российской Федерации были внесены изменения в перечень оснований принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

   Среди этих оснований - ненадлежащее использование земельного участка.

   Различные случаи такого использования перечислены в Федеральном законе.            

   Также указанным Законом был введен особый административный порядок изъятия в связи с ненадлежащим использованием земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, за исключением государственных академий наук, созданных этими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений (ст. 54 Земельного Кодекса РФ).

   В соответствии с изменениями, вносимыми в п.3 статьи 54 Земельного кодекса РФ порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

   Следует отметить, что действие Постановления N 821, а также утвержденных им Правил не распространяется на случаи изъятия земельных участков, предоставленных в пользование государственным академиям наук, а также созданным ими и подведомственным им учреждениям.

  Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, изымаются на основе решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

  Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, изымаются у государственных учреждений, казенных предприятий, а также у федеральных государственных унитарных предприятий, которым такие земельные участки предоставлены до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, в соответствии с решениями Росимущества, Минобороны России и Управлением делами Президента РФ в отношении подведомственных им предприятий и учреждений.

    В соответствии с пунктом 3 Правил решение об изъятии земельного участка может быть принято только в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на основе поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора (Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора), копий предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства и копий актов проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения.

  Решение об изъятии земельного участка принимается в 2-месячный срок и должно содержать:

- основание для изъятия земельного участка;

- наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению;

- кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.

  В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка соответствующий орган публичной власти направляет по почте копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которого принято решение о прекращении права ПБП земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которого такая организация находится.

  Следует отметить, что ранее, земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в случае их ненадлежащего использования изымались исключительно в судебном порядке.

   До вступления Постановления № 821 в законную силу (1 января 2014г) принудительное прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования будет осуществляться по-прежнему только в судебном порядке.

 

 

 

Права на земельные участки будут прекращаться во внесудебном порядке

 

С 06.09.2013 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 № 123-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», касающиеся изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ввиду его ненадлежащего использования.

Принятый закон облегчает и упрощает процедуру возврата земель. Вместо судебной она становится административной. Лишив  неэффективных пользователей земель, казенных и бюджетных учреждений, этого права, государство сможет передавать земли в аренду, в том числе по льготным ставкам, или продавать.

При этом нарушителей еще заставят возместить причиненный угодьям вред. И решение теперь будет выносить не суд, а исполнительный орган госвласти или местного самоуправления. Особый порядок принятия решений о принудительном прекращении бессрочных прав на землю должно за три месяца разработать Правительство Российской Федерации. Дачников, фермеров и собственников предприятий поправки в закон не касаются. Для них по- прежнему действуют судебные процедуры. ".

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания принудительного прекращения вышеуказанных прав на земельные участки при их ненадлежащем использовании, а именно использовании земель с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе использовании не по целевому назначению либо если использование приводит к существенному снижению плодородия сельхозземель или значительному ухудшению экологической обстановки; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, а также обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.   

По общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка, при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Вместе с тем, данной статьей вводится внесудебный порядок изъятия нерадиво используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий.

Так, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка). Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

Новым законом уточняются порядок и сроки подачи властями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о прекращении права на земельный участок.

К заявлению прилагаются копия решения об изъятии земельного участка или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка. В том случае, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  записи о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения земельным участком отсутствуют, власти должны сообщить о прекращении прав на участок в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнена пунктом 23, согласно которому до установления Правительством Российской Федерации предусмотренного п.3 ст.54 Земельного кодекса Российской Федерации порядка принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, решение об изъятии принимается судом.

 

 

Обязанности собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

 

Земельное законодательство  регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

С учетом изложенного законодатель в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определил перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков, который является открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен, в том числе к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ (использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель) в виде штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Указанной статьей также закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом.

Собственники земельных участков, а также иные лица, использующие их, обязаны сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ.

К числу специальных знаков относят: межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты административному наказанию по ст.7.2 КоАП РФ.

К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков законодатель отнес обязанность проведения мероприятий по охране земель, а именно: сохранение почв и их плодородия; защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено, что собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране лесов, водных объектов и других природных ресурсов, которые установлены положениями Лесного, Водного кодекса РФ, федеральным законом "О недрах", "О животном мире" и другими.

Указанное свидетельствует о том, что обязанности собственников земельных участков, а также лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, закреплены не только положениями  Земельного кодекса РФ, но и иными федеральными законами.

Например, при разработке месторождений полезных ископаемых недропользователи в своей деятельности руководствуются не только законодательством о недрах, о лицензировании, градостроительным законодательством, но и земельным.  При этом, основным условием при добыче полезных ископаемых, например на землях сельскохозяйственного назначения,  является не только наличие лицензии на пользование недрами, но и исполнение установленной земельным законодательством   обязанности собственника или иных лиц, использующих земельный участок – использовать его по целевому назначению, то есть  после того, как будет изменена категории земель в земли промышленности. 

 

 

Изменения в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации

 

Федеральным законом от 04.06.2014 №149-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В частности, закреплено, что в случаях и в порядке, предусмотренных правилами страхования, страхователь (застрахованное лицо, выгодоприобретатель) создает и передает страховщику через официальный сайт последнего документы, необходимые для заключения договора страхования, получения страховой выплаты.

При осуществлении добровольного страхования электронная информация, отправленная страховщику и заверенная простой электронной подписью страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя) – физического лица, признается электронным документом, равнозначным бумажному, подписанному собственноручной подписью гражданина (если правилами страхования не предусмотрено иное).

Порядок электронного взаимодействия между страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) и страховщиком в рамках добровольного страхования устанавливается правилами страхования и (или) иным соглашением между указанными лицами. При этом должны соблюдаться Законы об электронной подписи и о борьбе с отмыванием денег. Что касается обязательного страхования, то здесь, помимо названных законов, применяются специальные законы о конкретных видах такого страхования.

Если страхователь-физическое лицо согласен с условиями, предложенными страховщиком, последний направляет ему страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанцию), подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом договор страхования считается заключенным в электронной форме с момента уплаты страхователем страховой премии (страхового взноса).

Электронная форма заключения договоров страхования не может применяться страховыми агентами и брокерами. Также она не распространяется на отдельные виды страхования (в частности, на сельскохозяйственное страхование, страхование грузов, предпринимательских рисков, имущества юридических лиц). Кроме того, исключение составляют случаи, когда требуется проведение осмотра страхуемого имущества или обследование страхуемого лица. Еще одно изъятие - если договор страхования содержит условия иные, чем те, которые установлены минимальными (стандартными) требованиями органа страхового надзора.

Часть поправок направлена на поддержание функционирования крымской финансовой системы и обеспечение перехода в Республике на рублевые расчеты. Для этого Банк России наделен правом проводить сделки купли-продажи валюты Украины в наличной и безналичной формах с кредитными организациями, кредитными учреждениями.

Другие изменения касаются процедуры защиты прав крымских вкладчиков. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, получили право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных ФЗ от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

 

В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим ФЗ, другими ФЗ и законами субъектов РФ.

Данный ФЗ способствует реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в РФ.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

- физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с ФЗ;

- физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с ФЗ;

- иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

При этом с 02.08.2014 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 271-ФЗ в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Согласно указанному ФЗ, граждане, пострадавшие в результате ЧС, наделены правом на получение бесплатной юридической помощи. А именно:

- супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

- дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

- родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

- лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате ЧС или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством;

- граждане, здоровью которых причинен вред в результате ЧС;

- граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате ЧС;

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными ФЗ и законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

Где теперь нельзя продавать и курить табачные изделия?

 

В настоящее время курение является актуальной проблемой общества, которая наносит вред не только курящей, но и некурящей части населения. В связи с этим российское законодательство претерпевает существенные изменения, направленные на ужесточение условий потребления табака и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Особое внимание хотелось бы уделить перечню территорий, помещений и объектов, на которых запрещается курение табака (с 1 июня 2014 года он значительно расширился).

В частности, запрещается курение табака:

- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Также законом предусмотрены ограничения, связанные с торговлей табачной продукцией и табачными изделиями. Положения указанного федерального закона устанавливают осуществление розничной торговли табачной продукцией в магазинах и павильонах. При этом, под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. Также установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. При этом информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции, при этом статьей 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ запрещается продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребление табака несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака.

Зачастую граждане, совершая правонарушение, не задумываются о последствиях и ответственности, которую им придется понести. Согласно статье 6.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. А нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 

 

Новое в ст. 77 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

В статье 77 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены нормы регулирующие порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и их должностными лицами. 

Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ в данную статью внесены изменения и дополнения, согласно которым надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, возложены на органы прокуратуры Российской Федерации.

Координационную  деятельность органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации.

При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Ежегодный план размещается  на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации .

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Информация о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

 

 

 Операторам сотовой связи запретили осуществлять СМС-рассылку

 

 

Многим знакома ситуация, когда операторы сотовой связи назойливо рассылают рекламу различных товаров и услуг посредством СМС- сообщений.

Законодателем внесены поправки в Федеральный закон ФЗ №272 «О связи», ограничивающие произвол операторов. С 22.10.2014 осуществлять рассылку СМС-сообщений можно будет только с предварительного согласия абонента. Согласием считается совершение действий, позволяющих точно установить личность этого абонента и его волеизъявление на получение рассылки.

Если не доказано получение такого согласия, рассылка, произведенная по инициативе заказчика или оператора подвижной радиотелефонной связи (далее - оператор), считается осуществленной без согласия.

 

 

 

Конституционный суд признал норму подпункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не соответствующей Конституции

 

Подпункт 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ) звучит следующим образом: «к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период».

Буквальное толкование указанной нормы ранее позволяло не относить к категории «инвалид Великой Отечественной войны» граждан, осуществлявших работы по разминированию территорий и объектов в период до февраля 1944 года.

Следовательно, существовало законное основание отказывать участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в присвоении им статуса «инвалид Великой Отечественной войны» и в выдаче соответствующего удостоверения, что приводило к ущемлению прав указанной категории граждан.

Федеральным законодателем не было принято во внимание, что лица из числа гражданского населения начали привлекаться к работам по разминированию территорий и объектов органами местной власти значительно раньше, чем было принято Постановление ГКО СССР от 19.02.1944 № 5216 «О привлечении организаций Осоавиахима к работам по разминированию и сбору трофейного и отечественного имущества в районах, освобожденных от немецкой оккупации», что граждане СССР подвергали риску свою жизнь и здоровье и получали ранения, контузии и увечья непосредственно при осуществлении указанных работ.

06 февраля 2014 года Конституционный суд Российской Федерации, в рамках рассмотрения жалобы гражданина В.А. Корсакова, указал, что такой подход, обусловленный лишь датой нормативного оформления уже проводившихся работ по сбору боеприпасов и военной техники, разминированию освобожденных территорий и объектов при соблюдении всех прочих равных условий, препятствует наделению граждан, привлекавшихся к этим работам и получивших повреждение здоровья, повлекшее инвалидность, в период до февраля 1944 года, правовым статусом, в полной мере отражающим степень жертв и лишений, понесенных ими в связи с исполнением долга по защите Отечества, что не согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности и вопреки конституционному принципу юридического равенства несоразмерно ограничивает права этих лиц на социальную защиту по сравнению с теми, кто получил повреждение здоровья при проведении тех же работ после февраля 1944 года.

Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации посчитал норму подпункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» неконституционной в той мере, в какой она не позволяет относить к названной категории граждан, ставших инвалидами по этим же причинам, но в иной период – до февраля 1944 года, что позволит указанным лицам получить доступ ко всей полноте мер социальной поддержки, предусмотренных законом.

 

 

 

 

Внесены изменения в Положение о призыве на военную службу

 

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2014 № 465 «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» внесены изменение в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"

В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2подпунктом "в" пункта 3пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

Уклонение от призыва на военную службу без законных оснований является преступлением, предусмотренным ст. 328 УК РФ, за совершение данного преступления может быть назначено наказание в виде лишение свободы на срок до 2 лет.

 

 

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

 

 Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

 гражданин не имеет квалификации;

 невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

 необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

       Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также свидетельства о рождении ребенка.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение трудовой пенсии по старости.

Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

оплату найма жилого помещения на время обучения.

Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеры указанной финансовой поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке  безработными:

 инвалиды;

родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;

граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных организаций;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

 

 

 

Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

      

    Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных выше, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

    При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций за счет федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

    При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях.

     Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц,  не допускается.

 

 

Особенности труда несовершеннолетних граждан

 

Несовершеннолетние граждане в силу своего возраста относятся к  категории работников, на которые распространяются различные ограничения и которые  нуждаются в особой защите.

Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная  постановлением Верховного  Совета СССР  от 13.06.1990 г. предусматривает, что государства-участники должны четко регламентировать условия привлечения детей  к  труду. Действующим Трудовым Кодексом  Российской Федерации установлен целый комплекс мер  предусматривающих особенности при приеме на работу,  условий труда, расторжению трудового договора  несовершеннолетних граждан.

В  соответствии со  статьей  20 Трудового Кодекса РФ вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены статьей  63   трудового кодекса РФ, - также лица, не достигшие указанного возраста.  А  именно   разрешается  заключение  трудового  договора   с  лицом  достигшим   15  лет, если работник получил  основное  общее образование;  осваивает  образовательные  программы  по  иной  форме  , чем  очная;  выбыл  из  образовательного  учреждения  в установленном Законом     порядке.

На основании  части 3 статьи 63 Трудового кодекса  РФ трудовой  договор  сожжет  быть  заключен  с  подростком, достигшим  возраста 14 лет при  условии,  что  указанный  подросток обучается, заключение трудового договора  не нарушает образовательный процесс; указанный договор заключен с письменного согласия родителя (законного представителя) и   органа  опеки  и попечительства.

Статьей   266 ТК  РФ  определено,  что лица, не достигшие   возраста  18  лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному  предварительному  медицинскому    осмотру.

При приеме на работу несовершеннолетних им не может быть установлен  испытательный  срок (статья  70  ТК  РФ).

Учитывая  особенности  данной  категории  работников,  законодательством устанавливаются повышенные требования к условиям труда несовершеннолетних граждан, которые определены статьей  265 ТК  РФ.

Также для  несовершеннолетних граждан в  зависимости от возраста  статьей  92  ТК   РФ  установлена  сокращенная  продолжительность   рабочего  времени.

Для  работников  в  возрасте до 16 лет, продолжительность  рабочей  недели  не  более  24  часов   не   превышая  5  часов  в день, в  возрасте  от  16  лет  до  18  лет -  не   более  35  часов, не   превышая  7  часов  в  день.

Оплата труда несовершеннолетних работников учащихся и работающих в свободное от учебы время производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель также за счет собственных средств может установить доплаты к заработной плате ­несовершеннолетних (ч. 3 ст. 271 ТК РФ).

Расторжение  трудового договора с несовершеннолетними  гражданами  по  инициативе работодателя  допускается  только с  согласия Государственной   инспекции  труда и комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их  прав  ( статья  269 ТК  РФ).

 

 

 Изменения трудового законодательства и законодательства об административных правонарушениях

 

С 1 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности за нарушение трудового законодательства.

Так, максимально возможная на сегодняшний день санкция с 50 000 руб. увеличена до 200 000 руб. В перечне возможных наказаний появилась и такая мера ответственности, как предупреждение, которая ранее не применялась.

С начала следующего года фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Кроме того вводится  административная ответственность  работодателей за  подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ дополнен  новой статьей 5.27.1, которая предусматривает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

 

 

Назначение штрафа ниже нижнего предела

 

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (в отличие от УК РФ) юридические лица подлежат ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционным Судом РФ 25.02.2014 вынесено Постановление N 4-П, в котором указано на отсутствие в КоАП РФ положения, согласно которому можно было бы назначить административный штраф в размере ниже минимального, что противоречит Конституции РФ. Это противоречие должно быть устранено.

В настоящее время суды уже пользуются предоставленной указанным Постановлением возможностью снижать минимально установленный (100 тыс. руб. и более) размер штрафов в отношении юридических лиц. Однако, иные правоприменители такой возможности не имеют, в связи с чем, 28.08.2014 в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона N 595456-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором планируется законодательно закрепить право назначать юридическим лицам штрафы ниже нижнего предела

Согласно законопроекту снижение минимальных размеров штрафов правоприминителями возможно только при наличии исключительных обстоятельств. Такие обстоятельства должны быть связаны с характером правонарушения, его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица.

Если законопроект станет законом и вступит в силу, принятые, но не исполненные постановления о назначении в отношении юридических лиц штрафов могут быть пересмотрены. Это связано с обратной силой норм данного закона, обусловленной тем, что они улучшают положение лиц (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

 

 

 

 

 

 

 Установлена административная ответственность за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования

 

В последнее время участились случаи злоупотребления со стороны недобросовестных страховых компаний, выражающиеся в навязывании дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности  (ОСАГО) (например понуждение к заключению договора страхования жизни), либо отказе в заключении договора ОСАГО, в случае несогласия граждан с получении таких дополнительных услуг.

В соответствии с п.3 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ страховой организации от заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

Согласно положениям статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнителю услуг запрещено обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других услуг.

Федеральным законом от 21.07.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 15.34.1, которая устанавливает ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. Теперь, если должностные лица страховой компании отказывает гражданам в страховании «автогражданской» ответственности, либо понуждают к заключению, помимо договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, других договоров страхования (например страхование жизни) они могут быть подвергнуты административному штрафу в размере пятидесяти тысяч рублей.

Указанные изменения вступили в силу с 1 августа 2014 года.

 

Дата создания: 8.10.2014 14:39
Дата обновления: 8.10.2014 14:39